Экспериментирование «Как вода камень точит»

 

Цель: Сформировать у дошкольников элементарные представления об изменениях в неживой природе, экспериментальным путем показать, как разрушаются камни и горы.

Оборудование и материалы: лупы, камни.

 Опыты: Проверить утверждение «Вода камень точит» можно экспериментальным путем. Налейте в стеклянную бутылку воды. Бутылку поставьте в емкость, например, в пластмассовое ведро. Если опыт проводится зимой, то вынесите бутылку на мороз на 1-2 часа. Если же вы экспериментируете в теплое время года, поставьте бутылку вместе с большой емкостью в холодильник. Это позволит вам показать дошкольникам силу замерзшей воды. Вода просто разрывает бутылку на части. То же самое происходит и с камнем. Вода, попадающая в трещинки скалы, замерзая зимой, расширяет их. С каждым годом трещины становятся все больше и больше, пока от камня, наконец, не отколется кусок. Найдите на территории детского сада или в парке крупные камни. Внимательно их рассмотрите при помощи луп: есть ли трещины, что здесь растет (мох, лишайник). Большие трещины или маленькие? Есть ли в них земля? Попробуйте выковырять ее из трещины палочкой. Откуда же взялись такие трещины? Пусть дети выскажут свои предположения. Исследуйте, попадет ли в трещины на камне вода после дождя. Можно ли зимой обнаружить в них снег? Лед? Проверьте, есть ли подо мхами, лишайниками трещинки, ямки.

Физминутка 

Стоит гора-Старушка – До небес макушка. Ее ветер обдувает, Ее дождик поливает. Стоит гора страдает. И камешки теряет гора.  Показать, что они состоят из камней; развивать у детей любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам;

Материал: несколько кусочков цветного пластилина. Предложите детям скатать кусочек пластилина в шарик и поставить шарики друг на друга в виде снеговика. Затем нужно надавить ладошкой на верхний шарик. Движения могут сопровождаться комментарием: «Проходило время… Миллионы лет … Каменные пласты давили друг на друга, становились плоскими, слипались, превращались в один …»

Теперь предложите дошкольникам стекой разрезать пластилин и полюбоваться на полосатые срезы. Затем при посещении мини-музея дети сами найдут камни, образовавшиеся подобным способом. Предложите детям побывать в роли самой матушки-природы, создающей удивительный мир камней-самоцветов. Пусть каждый ребенок возьмет 2-3 кусочка пластилина разного цвета и смешает их (можно скатывать в колбаску, а затем снова в шарик, сворачивать по спирали, а затем снова комочком). Главное не перестараться, иначе можно сделать пластилин однородным. После этого пусть дошкольники возьмут стеки и разрежут комочки пополам. На срезах получаются удивительные узоры. Дети могут ими полюбоваться, оценить узор товарища, показать всем свой. Причем узоры всегда получаются разными из-за различий темпераментов, а также потому, что у детей с не очень развитой моторикой пластилин смешивается плохо, полосы получаются широкие. Некоторые ребята делают узкие полосы, от них рябит в глазах. Но вы должны помнить, что не может быть правильного и не правильного варианта выполнения задания. Объясните детям, что так по-разному бывает в природе. Где-то подземные процессы идут сильнее, а где-то – слабее. Предложите воспитанникам найти в музее камни, образовавшиеся таким способом.

Материал: один или два кусочка цветного пластилина и рисовые, пшеничные или другие виды крупяных зерен. Предложите детям определить, что тверже: крупа или кусочки пластилина? В природе есть камни более твердые, а есть – более мягкие. Представим себе, что в подземных глубинах как раз и встретились такие разные виды камней и … «заварилась» вот такая «каша»: смешайте кусочки пластилина крупой. Что получилось? Предложите детям найти в музее камни с отчетливо видными вкраплениями Экспериментирование: «Какие бывают камешки?» Оборудование и материалы: разнообразные камни, мисочки с водой на каждого ребенка.

  1. Какими бывают камешки? Рассмотрите их внимательно, найдите самый большой и самый маленький (самый красивый и самый выразительный) Обоснуйте свое мнение.
  2. Выложите камни в ряд – от самого большого к самому маленькому (знакомство с множеством). От самого шершавого до самого гладкого (упражнение на сенсорику) и т.д.
  3. Закройте глаза и на ощупь выберите самый гладкий, самый круглый камешек, потом – самый неровный. Внимательно рассмотрите самый круглый морской камень. Он называется галькой. Почему у него нет острых углов? А раньше были? Можно взять несколько камешков в ладошки и потрясти их. Чувствуется, как они стучат друг о друга. Округлые камешки – из моря. Вода двигает камни, сталкивает их друг с другом: они трутся и о песок. Острые углы постепенно стачиваются, камешки становятся округлыми.
  4. Рассмотрите камешек через лупу. Что видно (кристаллики, трещины, узоры)?
  5. Возьмите в одну руку камешек, в другую пластилин. Сожмите обе ладошки. Сравните, что произошло с камешком, а что с пластилином. Почему? Камешек твердый, тверже пластилина. Попробуйте постучать комочком пластилина о камень и двумя камнями друг о друга. В чем разница?
  6. Попытайтесь нацарапать что-нибудь на камешке монеткой или другим твердым предметом. Что получается? Можно посмотреть через лупу. Почему говорят: «Твердый, как камень», «Стоит, как каменный»?
  7. Что будет, если положить камешек в воду? (Пусть ребенок сформулирует свою гипотезу.) Он утонет или будет плавать? Бросьте камешек в воду, наблюдая, что происходит. (На воде образуются круги.) Может ли камешек плавать? Возьмите кусочек гранита и окатыш керамзита, сравните их по весу, затем опустите одновременно в воду. Что произошло с каждым из них? Почему? Желательно, чтобы дети сами сделали вывод. Что в керамзите много пузырьков воздуха, поэтому он не тонет. (Вспоминаем блок «Воздух-невидимка».)
  8. Опустите в миску еще несколько камешков. Потрогайте их на ощупь в воде и выньте. Можно также положить в емкость большой камень и полить его водой. Что изменилось? Какие из них красивее теперь?
  9. Может ли камень издавать звуки? Постучите разными камнями друг о друга. Похожи ли звуки, которые при этом получаются? Если нет, то чем отличаются?
  10. Каким камешком лучше всего рисовать на асфальте или на фанерке? Попробуйте это сделать мелом. Углем, кремнем, графитом (например, во время прогулки).
  11. Потрогайте разные камни: они холодные или теплые? Зажмите камешек в кулачке: стал ли он теплее? Подержите его под лампой: что изменилось?
  12. Рассмотрите через лупу крупную соль. Из чего она состоит? Из кристалликов. Похожее строение у многих камней. Попробуйте сами получить кристаллы. 1-й вариант. Насыпьте соль на тарелку или поднос, накройте его сверху влажной бумагой (можно просто побрызгать на нее водой). Поставьте емкость в теплое место и подождите, пока бумага и тарелка полностью высохнут. Рассмотрите, что произошло с солью. Вы получили кристаллы. 2-й вариант. Получить кристаллы можно и другим образом: насыпайте соль в миску с горячей водой до тех пор, пока она не перестанет растворяться. Оставьте емкость на некоторое время, дав воде испариться. Из соли получатся маленькие кубики, которые хорошо видны под лупой.